fbpx Форс-мажор в яхтенном чартере | Под Парусом

Форс-мажор в яхтенном чартере

Форс-мажор

Пандемия коронавируса стала для большинства из нас обстоятельством непреодолимой силы. Отменены почти все авиарейсы, Европа закрыла въезд для туристов, внутри страны введен карантин, стыдливо названный самоизоляцией. Яхтенный чартер оказался под угрозой срыва.

Раньше мы с подобным не сталкивались. Ограничения стали для нас неожиданностью. Мы вынуждены изменить свои планы. Мы оказались в условиях неопределенности. Это коснулось каждого из нас. Наш привычный образ жизни под угрозой.

И мы ожидаем, что если это форс-мажор, то компании обязаны пойти нам навстречу, а эпидемия — достаточное основание, чтобы в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть деньги.

Опасное заблуждение.

Понятие форс-мажора в международной практике

Форс-мажор — это освобождение от ответственности за неисполнение должным образом обязательств по договору. То есть, форс-мажор не освобождает от самого выполнения обязательств, но лишь освобождает от ответственности, если эти обязательства не были исполнены должным образом. Например, если вы арендовали яхту в апреле, а чартерная компания переносит бронь на сентябрь. В обычных условиях такое изменение условий договора было бы основанием расторгнуть договор и потребовать вернуть деньги. Но в условиях форс-мажора такое изменение возможно, если оно соответствует определенным критериям.

Важным в определении является и слово "обязательства". То есть, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы вы не смогли воспользоваться правами, то это не форс-мажор.

Когда наступает форс-мажор

Обстоятельства считаются форс-мажором, если они:

  • физически непреодолимые: здесь понимается не вообще невозможность в теории, через героизм и подвиг Супермена, а невозможность в рамках соблюдения закона, но любыми доступными средствами. Если отменили перелеты, но остались поезда, возможность перемещения существует, хотя и неудобная. А вот если государство ввело запрет на туристические поездки, то это форс-мажор, даже если самолёты продолжают летать;
  • непредвиденные: на момент заключения договора их не было, а потом они неожиданно появились. Например, ураган Ирма разрушил порт и утопил яхту. А вот наступление зимы в Москве не считается непредвиденным, хоть и выглядит как стихийное бедствие:
  • вне вашего контроля: если молния ударила в яхту, но у чартерной компании есть другая — она обязана предоставить ее клиенту, или даже взять в аренду у соседней чартерной компании, пусть и в ущерб своей выгоде;
  • относятся к периоду исполнения договора: коронавирус и последовавшие за ним ограничения являются форс-мажором для аренды яхт в апреле 2020 года, но (пока что) не являются им для чартера в апреле 2021 года.

Кто решает, что наступил форс-мажор

В отношении международных договоров купли-продажи действует Венская конвенция от 1980 года. К договорам оказания услуг она неприменима, но некоторые её положения берутся за основу, если обстоятельства не описаны в национальных законах. Дальше применяются национальные законы того государства, которое прописано в договоре. Либо же эти положения должны быть описаны в самом договоре.

В российской практике применяются свидетельства, выданные Торгово-промышленными палатами регионов или РФ. Например, московская Торгово-промышленная палата выдает такие свидетельства бесплатно. Кроме того, они опубликовали на своем сайте разъяснения по поводу форс-мажора в условиях эпидемии коронавируса. Но также основанием для форс-мажора являются все ограничения и запреты, введенные как федеральными, так и региональными властями.

16 марта Председатель Европейской комиссии рекомендовала главам европейских государств ввести временные ограничения на все туристические поездки сроком 30 дней. Сейчас такой запрет ввели все государства ЕС, кроме Ирландии, и действуют они до 15 апреля, но могут быть продлены. Соответственно, невозможность туристического посещения Европы в этот период — это форс-мажор.

Что не является форс-мажором

Важно очень четко прояснить для себя грань между обывательским пониманием форс-мажора, и юридическим. Например, сейчас существует ограничение на въезд в Европу как минимум до мая, поэтому невозможность совершить поездку в апреле — это форс-мажор. Но на аренду яхт в июне или августе эти ограничения не распространяются, и потому не являются форс-мажором. Несмотря на закрытые консульства и невозможность в данный момент получить визу. Соответственно, нет и оснований для расторжения договоров или изменения их условий.

Эпидемия может спровоцировать падение курса рубля, однако форс-мажором оно не является. По сложившейся практике это предпринимательский риск. Сюда же относятся экономический кризис, девальвация национальной валюты, падение спроса, даже если они вызваны эпидемией или действиями правительства.

Падение курса рубля, вызванное эпидемией, не является форс-мажором

Если на яхте произошел пожар, то и это не форс-мажор. Хотя он и был для чартерной компании неожиданным и непреодолимым. Вы можете требовать заменить яхту на другую, вернуть вам деньги или выплатить неустойку, в соответствии с договором аренды яхты.

Выводы

Понятие форс-мажора применяется редко в силу своей природы. Оно имеет очень ограниченное действие.

Работает форс-мажор совсем не так, как мы привыкли считать с точки зрения здравого смысла.

Форс-мажор не защищает всех, кто попал под непредвиденные обстоятельства, но в первую очередь защищает цепочки обязательств. Как правило, он относится к обязательствам исполнителя.

В отношении яхтенной аренды ограничения носят временный характер.

Что делать

Форс-мажор связан с судебной практикой. А судиться с рамках аренды яхт чаще всего нецелесообразно: издержки много выше возможного выигрыша. Так что правильнее вести переговоры с чартерной компанией. Ссылаться на существенное изменение условий сделки и быть готовым к разумным компромиссам. По сложившейся практике, можно найти выход, если есть достаточный запас времени: хотя бы два-три месяца до начала чартера, а яхта востребованная.

Данная статья — это моё частное непрофессиональное мнение, основанное на 15-летнем опыте работы в яхтенной индустрии и изучении вопроса. Кроме того, я опросил коллег о том, как они действуют в условиях эпидемии коронавируса. Надеюсь, данный обзор будет полезен вам не только в отношении аренды яхт.

Мы по-прежнему с вами и защищаем ваши интересы.

Команда Под Парусом и я, Тимур Литвиненко

Категория статьи: